Основная общеобразовательная школа № 37 х. Новоивановского 353262, Краснодарский край, Северский район, х. Новоивановский, ул. Широкова, 1 СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕЛЕФОН(-Ы): +7 (861) 663-72-38
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: school37@sever.kubannet.ru

10 декабря учитель обществознания Нелина И. Х. провела открытый урок по обществознанию на тему «Всеобщая декларация прав человека», цель которого:

  • ознакомить с Декларацией прав человека;
  • дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;
  • воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми;
  • развивать память, мышление, воображение;
  • побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни;
  • учить находить коллективный ответ путем обсуждения.

Час открытий и познаний

«Всеобщая декларация прав человека»

Тема: Всеобщая декларация прав человека

Цели: ознакомить с Декларацией прав человека; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения. 

Форма проведения: учебно-игровая

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация; таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей. 

Ход мероприятия 

1. Организационный момент, мотивация к коллективной деятельности

Звучит музыка (фрагмент песни «От улыбки станет всем светлей»)

Приветственное слово учителя. Учитель предлагает улыбнуться:

- Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!

2. Постановка цели.

Учитель: Ребята, как вы понимаете такие пословицы: 

  • Злой не верит, что есть добрые люди. 
  • Зла за зло не воздай. 
  • Доброе слово лечит, а худое калечит. 
  • Хорошо тому добро делать, кто помнит. (Ответы детей.) 

Учитель: Каким вы представляете себе доброго человека? Дети составляют словесные портреты. 

  • Можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки? 

Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации: 

  • Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)? 
  • Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.) 

Учитель: «Золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе»

3. Рассказывает учитель:

Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека. 

  • А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). 

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой. 

  • Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
    Правильно. Тема нашего урока «Права человека»
  • Какова же цель нашего урока? (Ответы учащихся)
    Правильно. Сегодня мы узнаем о правах человека.

4. Игра

Учитель:

– Ребята, давайте поиграем. (Учитель раздает детям карандаши, часть карандашей оставляет у себя).

– Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаши через левое плечо).

– Снова играем! (Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителя).

– Что вам не понравилось в ходе игры?

– Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими и ясными, они не должны меняться в ходе игры).

– С самого детства мы знакомимся с самыми важными правилами жизни – законами, правами. Именно законы, права отвечают этим требованиям (показывает на доску со словами) – ясность, четкость, стабильность, равенство.

Права регулируют все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству, которое было у нас в игре. Полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости права.

Учитель: – Что такое права? Права человека? Всеобщие права? (учитель прикрепляет на доску карточки со словами):

Права – то, что вам положено или разрешено, гарантированные свободы.

Права человека – права, которые у вас есть, только потому, что вы человек.

Всеобщие права – права, принадлежащие всем людям.

Декларация – заявление, провозглашающее основные принципы.

Учитель: - А есть ли какие-нибудь права у детей?

И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН). 

Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой. 

  1. В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами. 
  2. Ни один ребенок не может быть продан или куплен. 
  3. Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование. 
  4. Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев. 
  5. Каждый ребенок нуждается в любви и внимании. 
  6. Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя. 

5. Викторина «Права» 

1. Разминка

На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку. 

«Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни? 

«Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции? 

«Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? 

«Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем? 

«Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг? 

«Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение? 

«Красная шапочка»

2.Конкурс капитанов. -Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)

-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )

-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )

3. Конкурс «Знатоки»

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

О

Н

С

Т

И

Т

Я

К

С

Ф

Л

А

У

Ц

Г

Е

Р

Б

Г

Я

И

Р

П

Г

С

Е

Л

С

Е

Р

И

О

Р

И

Т

З

О

М

Н

А

Ц

О

И

Д

Е

Н

Т

И

Л

 

4. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы? ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

5. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 термин: _______________________________________________________

  • русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
  • одно из значений - построение;
  • в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
  • на латинском - установление;
  • в политике - основной закон государства;

2 термин: ________________________________________________________

  • имеет свою структуру;
  • имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
  • появилось в глубокой древности;
  • из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
  • оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин ____________________________________________________________

  • возникла в Древней Греции;
  • на латыни - общественное дело;
  • ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
  • это форма правления;
  • бывает парламентской и президентской;

4 термин _______________________________________________________________

  • устанавливает государство;
  • в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
  • при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
  • идёт на содержание госструктур, армию, образование;
  • по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

(подводятся итоги)

6. Игра «Разрешается - запрещается»

Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается». 

Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается». 

Вот в углу стоит мальчонка, 

Плачет, надрывается. 

Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.) 

С мамой дети должны жить, 

Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.) 

Эта грань обозначает: 

Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.) 

Рисовать и петь, учиться, 

Если заболел - лечиться. 

Это…( разрешается.) 

Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются. 

В детстве тяжкая работа …(Запрещается) 

Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.) 

Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых я вам говорила.. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки, запрещающие и разрешающие. (Выставка рисунков.) 

7. Рефлексия деятельности

Учитель: – Послушайте отрывок из книги А. Усачева «Всеобщая Декларация для детей и взрослых».

«Приключения Маленького Человека:

– Большие люди удивительно безграмотны, – подумал Маленький Человек. – Надо это исправить.

И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках (презентация): "Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права".

– Глупость какая-то написана, – заявил один толстый гражданин. – Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4,5 кг, а мой сосед всего 3,1 кг… Вскоре вокруг плаката собрались горожане.

– Послушайте! – Сказал Маленький Человек. – рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – это…»

– Что сказал Маленький Человек горожанам? (Рождаться людьми).

– Чего не знали горожане? (Всеобщую декларацию прав человека; права человека).

– А мы с вами узнали? (Да).

– А еще что нового узнали, чему научились? (Как возникла ВДПЧ, какие бывают права, работать с документами…).

– Для чего нужно знать свои права? (Чтобы уметь их защищать, отстаивать).

8. Обобщение

Учитель. Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках. 

- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами? 

Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми: 

- умейте выслушивать собеседника, не перебивая; 

- умейте признавать, что были не правы; 

- помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним; 

- говорите всегда только правду; 

- радуйтесь успеху товарища; 

- дал слово - держи его, дал обещание - выполни! 

Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило: 

• Худо тому, кто добра не делает никому.

Фотографии