Неделя обществознания и права
10 декабря учитель обществознания Нелина И. Х. провела открытый урок по обществознанию на тему «Всеобщая декларация прав человека», цель которого:
- ознакомить с Декларацией прав человека;
- дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны;
- воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми;
- развивать память, мышление, воображение;
- побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни;
- учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Час открытий и познаний
«Всеобщая декларация прав человека»
Тема: Всеобщая декларация прав человека
Цели: ознакомить с Декларацией прав человека; дать детям первоначальные правовые знания, возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между людьми; развивать память, мышление, воображение; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путем обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровая
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, презентация; таблички к игре «разрешается», «запрещается», бумага и карандаши для рисования, картинки с изображением плохих и хороших поступков людей.
Ход мероприятия
1. Организационный момент, мотивация к коллективной деятельности
Звучит музыка (фрагмент песни «От улыбки станет всем светлей»)
Приветственное слово учителя. Учитель предлагает улыбнуться:
- Я улыбнулась вам, вы улыбнитесь друг другу. Пожелаем хорошего настроения всем и начнем урок!
2. Постановка цели.
Учитель: Ребята, как вы понимаете такие пословицы:
- Злой не верит, что есть добрые люди.
- Зла за зло не воздай.
- Доброе слово лечит, а худое калечит.
- Хорошо тому добро делать, кто помнит. (Ответы детей.)
Учитель: Каким вы представляете себе доброго человека? Дети составляют словесные портреты.
- Можно ли сказать, что человек совершает плохие (злые) и хорошие (добрые) поступки?
Задание: Давайте рассмотрим картинки и обсудим изображенные на них ситуации:
- Какие поступки можно назвать добрыми (милосердными)?
- Как бы вы поступили в данных ситуациях? (Ответы детей.)
Учитель: «Золотое правило нравственности» гласит: «Не делай другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе»
3. Рассказывает учитель:
Давным-давно тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. В конце концов людям удалось решить главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
- А есть ли какие-нибудь права у детей? (Ответ детей: Да, есть.) И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
Правильно. Тема нашего урока «Права человека» - Какова же цель нашего урока? (Ответы учащихся)
Правильно. Сегодня мы узнаем о правах человека.
4. Игра
Учитель:
– Ребята, давайте поиграем. (Учитель раздает детям карандаши, часть карандашей оставляет у себя).
– Игра началась! (Учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаши через левое плечо).
– Снова играем! (Опять останавливает игру и, по своему усмотрению, объявляет победителя).
– Что вам не понравилось в ходе игры?
– Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно? (В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими и ясными, они не должны меняться в ходе игры).
– С самого детства мы знакомимся с самыми важными правилами жизни – законами, правами. Именно законы, права отвечают этим требованиям (показывает на доску со словами) – ясность, четкость, стабильность, равенство.
Права регулируют все стороны нашей жизни. А незнание закона может привести к замешательству, которое было у нас в игре. Полагаю, мне удалось убедить вас в серьезности и значимости права.
Учитель: – Что такое права? Права человека? Всеобщие права? (учитель прикрепляет на доску карточки со словами):
Права – то, что вам положено или разрешено, гарантированные свободы.
Права человека – права, которые у вас есть, только потому, что вы человек.
Всеобщие права – права, принадлежащие всем людям.
Декларация – заявление, провозглашающее основные принципы.
Учитель: - А есть ли какие-нибудь права у детей?
И они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций (ООН).
Права взрослого человека и права ребенка важно знать. Но не менее важно помнить и то, что, кроме прав, у человека есть и обязанности, которые неразрывно связаны между собой.
- В каждом ребенке необходимо воспитывать чувство дружбы и взаимопонимания между народами.
- Ни один ребенок не может быть продан или куплен.
- Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование.
- Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей матерью, кроме исключительных случаев.
- Каждый ребенок нуждается в любви и внимании.
- Каждый ребенок со дня рождения имеет права на гражданство и собственное имя.
5. Викторина «Права»
1. Разминка
На доске записаны названия сказок. Дети отвечают, называя сказку.
«Дюймовочка» 1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?
«Гарри Поттер» 2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?
«Три поросенка» 3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?
«Золотой ключик» 4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?
«Мороз Иванович» 5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?
«Золушка» 6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?
«Красная шапочка»
2.Конкурс капитанов. -Кто является президентом РФ? (В. В. Путин)
-Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)
-Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)
-Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг. )
-Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах. )
3. Конкурс «Знатоки»
Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)
О |
Н |
С |
Т |
И |
Т |
Я |
К |
С |
Ф |
Л |
А |
У |
Ц |
Г |
Е |
Р |
Б |
Г |
Я |
И |
Р |
П |
Г |
С |
Е |
Л |
С |
Е |
Р |
И |
О |
Р |
И |
Т |
З |
О |
М |
Н |
А |
Ц |
О |
И |
Д |
Е |
Н |
Т |
И |
Л |
4. Конкурс «Сказка ложь, да в ней намек…»
Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие? ОТВЕТ: право на свободу передвижений.
Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак? ОТВЕТ: унижение достоинства личности.
Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал? ОТВЕТ: право на отдых
Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу? ОТВЕТ: право на труд
Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы? ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.
5. Конкурс "Конституционные термины".
По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:
1 термин: _______________________________________________________
- русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,
- одно из значений - построение;
- в биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;
- на латинском - установление;
- в политике - основной закон государства;
2 термин: ________________________________________________________
- имеет свою структуру;
- имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;
- появилось в глубокой древности;
- из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;
- оно различается по форме правления, по способу осуществления власти
3 термин ____________________________________________________________
- возникла в Древней Греции;
- на латыни - общественное дело;
- ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;
- это форма правления;
- бывает парламентской и президентской;
4 термин _______________________________________________________________
- устанавливает государство;
- в западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;
- при Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;
- идёт на содержание госструктур, армию, образование;
- по статье 57 Конституции каждый обязан их платить.
(подводятся итоги)
6. Игра «Разрешается - запрещается»
Учитель. Ребята, вы уже знаете, что все люди - взрослые и дети - имеют различные права: на жизнь, учебу, работу, отдых и др. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается - запрещается».
Я буду говорить о каком-то праве, а вы - находить соответствующую ему табличку и отвечать: «Разрешается или запрещается».
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка Строго…( запрещается.)
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить-Это…( разрешается.)
Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают. Это…(запрещается.)
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это…( разрешается.)
Этот трудится ребенок, Мало у него силенок, Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа …(Запрещается)
Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить –Это…( разрешается.)
Учитель. Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием - назвали все права, о которых я вам говорила.. Придумайте знаки, отражающие основные статьи Декларации прав ребенка. (Дети придумывают их сами и рисуют.) Среди них есть знаки, запрещающие и разрешающие. (Выставка рисунков.)
7. Рефлексия деятельности
Учитель: – Послушайте отрывок из книги А. Усачева «Всеобщая Декларация для детей и взрослых».
«Приключения Маленького Человека:
– Большие люди удивительно безграмотны, – подумал Маленький Человек. – Надо это исправить.
И однажды Маленький Человек вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках (презентация): "Все люди рождаются свободными и равными, все имеют одинаковые достоинства и права".
– Глупость какая-то написана, – заявил один толстый гражданин. – Люди не могут рождаться равными. Я, например, когда родился, весил 4,5 кг, а мой сосед всего 3,1 кг… Вскоре вокруг плаката собрались горожане.
– Послушайте! – Сказал Маленький Человек. – рождаться равными – это не значит рождаться людьми одного роста и веса. Или одинаково сильными и красивыми. Рождаться равными – это…»
– Что сказал Маленький Человек горожанам? (Рождаться людьми).
– Чего не знали горожане? (Всеобщую декларацию прав человека; права человека).
– А мы с вами узнали? (Да).
– А еще что нового узнали, чему научились? (Как возникла ВДПЧ, какие бывают права, работать с документами…).
– Для чего нужно знать свои права? (Чтобы уметь их защищать, отстаивать).
8. Обобщение
Учитель. Вот и подходит к концу наш урок. Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались: вспомнили разные права человека, поговорили о добре и зле, о хороших и плохих поступках.
- Какие выводы вы для себя сделали? Какие извлекли уроки из общения с товарищами?
Вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать своё поведение в общении с другими людьми:
- умейте выслушивать собеседника, не перебивая;
- умейте признавать, что были не правы;
- помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
- говорите всегда только правду;
- радуйтесь успеху товарища;
- дал слово - держи его, дал обещание - выполни!
Я с вами прощаюсь и напоминаю о том, чтобы вы соблюдали права другого человека - не подвергали никого жестокому обращению. Помните правило:
• Худо тому, кто добра не делает никому.