Основная общеобразовательная школа № 37 х. Новоивановского 353262, Краснодарский край, Северский район, х. Новоивановский, ул. Широкова, 1 СВЕДЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ТЕЛЕФОН(-Ы): +7 (861) 663-72-38
ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА: school37@sever.kubannet.ru

Всероссийский Урок Мира (1 сентября 2015 г.)

Цель урока:                                                                                            

  • Воспитывать, развивать и приумножать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность,  стремление к миру.

Задачи урока:

  • воспитательные:
    • Формирование толерантных установок по отношению к разным людям;
    • Воспитывать уважение к родной истории, знанию.
  • развивающие:
    • Развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в группе сверстников;
    • Развитие творческого потенциала учащихся
  • обучающие:
    • Уметь выстраивать взаимоотношения между людьми на принципах уважения, добра, честности  и справедливости

Методы работы:

  • фронтальная беседа,
  • игра,
  • творческая работа

Материалы и оборудование: 

  • украсить класс к 1 сентября, расположить на доске изображение голубя Мира, пословицы,  фотокамера для фото-отчета урока (заранее попросить одного из учеников вести фото хронику), мультимедийное оборудование (для просмотра видео), CD-проигрыватель, запись песни «Пусть всегда будет солнце»

Источники:

Интернет-ресурсы:

  1. Стихи и пословицы: http://ostrovmagic.ru/vstrechaem-prazdnik/21-sentyabrya-mezhdunarodnyj-den-mira/2515-21-sentiabria-mejdynarodnyi-den-mira
  2. Изображение «Голубь Мира»: http://yandex.ru/images?uinfo=sw-1280-sh-720-ww-1148-wh-561-pd-1.100000023841858-wp-16x9_1368x768-lt-120
  3. Тренинг-игра: http://nsportal.ru/shkola/psikhologiya/library/2011/11/12/igrovoy-trening-dlya-mladshikh-shkolnikov-planeta
  4. Трехминутный видео фильм о Саманте Смит в СССР

ХОД УРОКА

Вначале урока звучит песня «Пусть всегда будет солнце»        

  1. Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята ! Я поздравляю вас с новым учебным годом! Желаю вам активно и с радостью постигать новые знания, больше испытывать положительных эмоций, быть активными, веселыми, здоровыми!  

1 сентября – не только День Знаний, но и еще День Мира!

  • Кто может ответить, почему 1-ое сентября еще и День Мира? Вспомните историю: 1 сентября 1939 года началась Вторая Мировая война, которая нарушила Мир: разрушила привычный ход жизни миллионов людей, разорвала миллионы жизней …

Предлагаю вам обратиться к пословицам, которые послужат эпиграфом к нашему первому уроку:

  • Живя в мире, не забывай о войне.
  • Война-это большое болото: легко влезть, но трудно выбраться.
  • Мир строит, война разрушает.
  • В бою побывать - цену жизни узнать.
  • Миром дорожить - людям долго жить.
  • У благоразумных - мир, у мира - изобилие.
  • Как связаны эти пословицы с нашей темой? (дети высказываются, поясняют значение пословиц)

Самыми беззащитными перед войной всегда были дети. И именно дети выступают  посланниками мира.

1 ученик: В далеком 1982 году десятилетняя девочка из маленького штата Мэн США как-то увидела на обложке журнала «Time Magazine» президента США Рейгана и нового советского руководителя Андропова в качестве человека года. В одной из статей того журнала было сказано, что новый руководитель СССР является весьма опасной личностью, и что под его руководством Советский Союз является как никогда угрожающим безопасности США. Тогда Саманта спросила у своей матери, что «если Андропова все так боятся, почему не напишут ему письмо и не спросят, собирается ли он начинать войну?». Мать, шутя, ответила: «Ну, напиши сама», и Саманта написала:

«Уважаемый мистер Андропов,

Меня зовут Саманта Смит. Мне десять лет. Поздравляю вас с новой работой. Я очень беспокоюсь, не начнется ли ядерная война между СССР и Соединенными Штатами. Вы собираетесь начать войну или нет? … Я хотела бы знать, почему Вы хотите завоевать весь мир или, по крайней мере, нашу страну»

2 ученик: В апреле 1983 года она получила ответ:

Дорогая Саманта! ...  

Ты пишешь, что очень обеспокоена, не случится ли ядерная война между двумя нашими странами. И спрашиваешь, делаем ли мы что-нибудь, чтобы не дать вспыхнуть войне.

…Советские люди хорошо знают, какая ужасная и разрушительная вещь война. 42 года тому назад нацистская Германия, которая стремилась к господству надо всем миром, напала на нашу страну, сожгла и разорила многие тысячи наших городов и сёл, убила миллионы советских мужчин, женщин и детей…

 И сегодня мы очень хотим жить в мире, торговать и сотрудничать со всеми своими соседями по земному шару — и с далёкими, и с близкими…

…И у Америки, и у нас есть ядерное оружие — страшное оружие, которое может в один миг убить миллионы людей. Но мы не хотим, чтобы оно когда-либо было пущено в ход. Именно поэтому Советский Союз торжественно, на весь мир объявил, что никогда — никогда! — не применит ядерное оружие первым ни против какой страны. И вообще мы предлагаем прекратить его дальнейшее производство и приступить к уничтожению всех его запасов на земле.                

Ю. Андропов»

1 ученик: Юрий Андропов пригласил Саманту в СССР и пионерский лагерь «Артек» в Крыму, где она познакомилась с советскими ребятами. Здесь она впервые услышала и полюбила песню «Пусть всегда будет солнце». Саманта стала «послом доброй воли». Перед отлётом домой 22 июля Саманта улыбнулась телекамерам и с улыбкой крикнула по-русски: «Будем жить!» А в своей книге «Путешествие в Советский Союз» Саманта заключила, что «они такие же, как мы».

В декабре 1983 года Саманта Смит совершила 10-дневную поездку в Японию, где произнесла речь на Международном симпозиуме детей. Она предложила всем детям больше общаться друг с другом и дружить, тогда, по ее мнению наступит мир во всем мире.

В 1985 году Саманта Смит погибла в авиакатастрофе. Первый памятник Саманте Смит был установлен в декабре 1986 года.  Скульптура представляет собой изображение Саманты, которая выпускает на свободу голубя, а к ее ногам прижимается медвежонок - символ России и покровитель штата Мэн.

3 ученик: Еще одна история…

6 августа 1945 года на Хиросиму упала атомная бомба.

Маленькой девочке Садако Сасаки на момент взрыва было 2 года: она родилась 7 января 1943 года, в разгар II мировой войны. Дом Садако находился не более чем в двух километрах от эпицентра взрыва (около 1,5 км), но Садако повезло – она осталась жива. И даже не получила ни царапины. Её родители тоже остались живы. Всё было в порядке.

А потом наступил 1954 год. Мирный год. Японская промышленность уже процветала, а у девочки Садако на шее и позади ушных раковин начала появляться неприятная красная сыпь. 9 января она сказала маме, что у неё увеличились лифмоузлы на горле.

В июне Садако прошла очередной стандартный медосмотр в комиссии по жертвам атомных бомбардировок. «Всё в порядке», - сказали врачи.

Сыпь увеличивалась, врачи ничего не могли сказать маме девочки, и только к декабрю-месяцу диагноз был поставлен: лейкемия. Лучевая болезнь, последствия взрыва атомной бомбы. 21 февраля 1955 года девочка Садако была госпитализирована, врачи давали ей не более года жизни.

3 августа 1955 года её в очередной раз навестила подруга – Чизуко Хамамото. Она принёсла с собой лист позолоченной бумаги и сделала из него журавлика. И рассказала Садако старинную японскую легенду.

"Это называется «сенбазуру». Тот, кто сложит 1000 бумажных журавликов, получит от судьбы в подарок одно желание – длинную жизнь, излечение от болезни или травмы. Его – желание – принесёт в клюве журавль".

Легенда повлияла на Садако, и она, как многие пациенты госпиталя, стала складывать журавликов из любых попадавших в её руки кусочков бумаги.

Между тем, здоровье Садако постоянно ухудшалось и 25 октября 1955 года её не стало. Она успела сделать лишь 644 журавлика.

Хамамото и другие её друзья доделали остальные 356 журавликов. Они сплели сенбазуру – и похоронили вместе с ней.

4 ученик: В 1958 году в Парке Мира в городе Хиросима была установлена статуя, изображающая Садако с бумажным журавликом в руке. На постаменте статуи написано: «Это наш крик, Это наша молитва, Мир во всем мире».

Садако стала символом неприятия ядерной войны.

5 ученик: Историю ленинградской девочки Тани Савичевой – жертвы Второй мировой – Великой Отечественной войны вы знаете.  Никто не должен страдать от войны. Преступники те, кто развязывает войну и кто пособничает войне!

Учитель: И сейчас война рядом с нами. Наш сосед, братская нам страна – Украина – тонет в  этом болоте, под названием война. Сколько продлится эта война никому не известно, сколько еще погибнет людей никто не может сказать. Ясно одно – нам представляется еще один пример того, как легко управлять народом, если  исказить истинную историю своей страны, забыть и отречься от своих корней.

  1. Подведение итогов беседы

Учитель: В прошлом учебном году мы не раз говорили и о событиях на Украине, и о том, что мы можем сделать, чтобы нас не постигла эта беда. Очевидно, что сила народа, государства в памяти, в уважении к предкам, своей истории, любви к своему Отечеству.

Кому как не нам, россиянам, знать, что такое война, каждая семья имеет свою «военную» историю. Мы помним тех, кто завоевал для нас мир, свободу и независимость.

  • Почему возникают войны сегодня и что мы должны делать уже сегодня, чтобы ужас войны нас не тревожил? (выслушиваются мнения детей).

Приходим к выводу о том, что:         

  • люди, которые отказываются от своей истории, своих корней становятся очень уязвимыми и обречены на вымирание
  • кто не помнит уроков войны, боли и разрушений, вызванных войной,  легко вступает или развязывает  новую войну
  • агрессия, зависть и злоба разрушает людей и государства
  • больше доброжелательности друг к другу

6 ученик: стихотворение Гаврюшкина Александра Евгеньевича:

Дети Мира, за руки возьмитесь!
Дети Мира, за руки возьмитесь!
Шар земной обнять под силу вам.
Войны на Земле остановите!
Мир подвластен детским голосам.

Милые мальчишки и девчонки,
Научите взрослых мирно жить.
Детские, прекрасные ручонки,
Постарайтесь Мир наш сохранить.

Дети наши, будьте-ка смелее!
Занимайте место у руля!
Станете командой вы, взрослея,
Нашего Земного корабля.

Поплывёт он по волнам вселенной,
Счастьем, освещая всё вокруг.
Ужасы уйдут поры военной,
Все несчастья, беды и испуг.

Станет Мир и лучше и светлее
В разноцветье милых детских глаз,
Люди станут чище и добрее.
Дети! Мы надеемся на вас!

Тренинг – игра «Почувствуй друг друга»

Что вы, дети, помимо памяти о страшных страницах истории, можете сделать для Мира? Я думаю, что надо начать с внутреннего, духовного воспитания и саморазвития. Растить в себе чувства добра, взаимопомощи, уважения к знакомым и незнакомым  людям, к своим одноклассникам, соседям и т. д. Научиться чувствовать друг друга.

Предлагаю вам  взять за руки своих одноклассников, закройте глаза и… постарайтесь расслабиться,.. посчитайте мысленно до пяти… Послушайте своё дыхание,..  а теперь прислушайтесь к звукам, доносящимся из класса…  и снова послушайте своё дыхание… теперь постарайтесь почувствовать свою правую руку, а в ней руку соседа справа… почувствуйте свою левую руку, а в ней руку соседа слева… представьте себе, что через руки бежит невидимый ручеёк, он очень тёплый и спокойный, это ручеёк дружбы и доверия, доброты и понимания, ручеёк поддержки и тепла… почувствуйте это… постарайтесь запомнить это ощущение надолго… ,  а теперь мысленно мы считаем до пяти… и.. открываем глаза.. мы вернулись в наш  класс. - Ребята, что вы почувствовали сейчас? Помогло ли это упражнение почувствовать своих товарищей? (ребята высказываются)

Много задач стоит перед людьми. Но главная задача – сохранить мир на земле. Сберечь для потомков нашу маленькую по масштабам Вселенной планету, которая из космоса выглядит голубым и прекрасным шаром.

7 ученик: Читает стихотворение “Я голосую за мир” (И. Зуев)

Я голосую за мир голосом миллионов.
Я голосую за мир – воля моя законна!
Я голосую за мир сердцем всего народа.
Я голосую за мир равенства и свободы.

Я голосую за мир памятью всех Хатыней.
Я голосую за мир, чтобы земля в пустыню
Не превратилась вдруг, чтобы на целом свете
Лишь с добротою рук были знакомы дети.

Разве нужны земле шрамы войны на теле?
Дайте ей журавлей – тех, что взлететь не успели.
Дайте ей синеву моря и чистого неба.
Чтобы не во сне – наяву люди наелись хлеба.

Чтобы цвела заря добрым и ясным светом.
Мир тебе, мать-земля!
Я голосую за это.

  • Предлагаю закончить урок одной из наших сегодняшних пословиц:

«У благоразумных - мир, у мира – изобилие».

  • В качестве первого домашнего задания я предлагаю вам сделать коллективную работу-отчет для школьной стенгазеты по сегодняшнему уроку Мира: распределите зону ответственности каждого участника проекта. Работа должна содержать фото-отчет, резюме урока и небольшое сочинение-рассуждение раскрывающих  смысл последней пословицы. Работа должна быть выполнена на ватмане. В работе принимают участие все желающие.

Творческая работа  учащихся 5-7 классов